Кокаин - это способ Господа предупредить вас, что вы зарабатываете слишком много денег(c)
зеркало





мне было чрезвычайно тяжело смотреть этот фильм. Нет, - тяжко: он весь - на ощущениях, ассоциациях, сновидениях, и многие из этих ассоциаций-сновидений мне знакомы, хорошо знакомы. Какая связь между моими ассоциациями и фильмом, анализм этого фильма, т.е. попыткой что-то в нем прояснить? А такая: если фильм может "взбаламутить" всё то, что запрятано глубоко в душе, заставить сердце биться лихорадочно, а душу трепетать - значит, режиссер, выдумщик этого фильма, как минимум гений...да, Тарковский - гений, это вы и без меня знаете. Кадры падающей с потолка и льющейся по стенам воды остались, - пристальное внимание к воде. Также, естественно, символизм (лежащая в воздухе женщина, например). Естествеено, долгие планы.

Новое: зеркала, отражения. То, как зеркало способно деформировать смотрящегося в него, показать иначе его нутро, чем когда он "вживую". В изображении на экране изображаемого в зеркале есть свои плюсы и минусы (и Тарковский, конечно, это знал): оно - зеркало - что-то маскирует, а что-то, наоборот, выносит на поверхность...так же и в жизни. Зеркало - остановившееся время, момент истины.

Фильм о времени. То, что в конце фильма неожиданно на месте "молодой" Тереховой оказывается эта старая женщина, которая как будто бы Терехова "старая", этак лет через 30, утвердило меня в мысли, что режиссер, похоже, делал этот фильм в таком просветленчески-депрессивном состоянии, когда как-будто бы знаешь, что всё равно умрешь, и живешь с такой печальной улыбкой обреченности на устах. Фильм как будто говорит: "ребята, всё проходит, время идёт, и наши с вами сегодняшние желания завтра покроются пылью и плесенью, а сами мы будем точно сгнивший дом, в котором уже никому и не хочется жить". Вот она, природа человека, показанная так явно, так обнаженно в этом фильме; стихи Арсения Тарковского (Тарковского-старшего) говорят о том же. Кстати: стихи мне потрясающе понравились, узнавание стопроцентное. Ну, это я о том, что, хоть я и слышала их в первый раз, но было чувство, будто уже не один раз слышишь их и, может быть, даже можешь предугадать следующий поворот строки...

О любви: женщина ждет. Это такая любовь - которая, блин, не в том, чтобы лобзаться-обниматься, и даже совсем не в том, чтобы без перерыва клясться друг дргу в любви, а будто ты знаешь, что принадлежишь этому человеку, и хочешь ему принадлежать и никакому другому не хочешь, и поэтому ты просто сидишь на заборе и ждешь, если его рядом нет, и вся твоя жизнь в тот момент (или год, или век) - ожидание его, а потом, если он появится, вся твоя жизнь - это он.

А еще (я вот сейчас подумала) в этом фильме, где показано 3 поколения одной семьи, видно, что все они несчастны. Несчастные, брошенные и одинокие создания, которые просто хотят быть счастливыми - люди... Запутывшиеся в своих снах и воспоминаниях. Такие, каких жизнь заставляет идти на войну, лезть в вброд, чтобы добыть себе кусок пропитания. Такие, каким при этом сниться по ночам их детство, но сны - такая странная эфемерная вещь, что разу обрываются, когда ты берешься за ручку дома, в который так хочется тебе попасть

Мне кажется, самый "русский" фильм Тарковского, потому что только русские люди с такой остротой могут чувствовать боль эого "не могу попасть"



Интересные ссылки по теме:

1

2

3

4